Главная страница | Школа искусств имени М.А.Балакирева | Ведущие преподаватели | Учебные планы | Учебная творческая практика | Учебно-методическая, научно-практическая и иная деятельность | Особые проекты | Детское музыкальное творчество (аудиозаписи) | Дети-лауреаты | Выпускники | Конференции. Творческие фестивали. Конкурсы. | Форум учеников | Гостевая книга | Наша почта | Наши друзья | Интересные ссылки
В 1995 году в Детской школе искусств им. М.А.Балакирева открылся первый в Российской Федерации учебный отдел компьютерной музыки. Его ведущими преподавателями Р.И.Дормидошиным и Э.Р.Дарчинянцем были созданы оригинальный учебный план, авторские образовательные программы и методики.
Со временем в качестве основных образовательных целей определились следующие направления творческого развития и ранней профессиональной ориентации учащихся отдела компьютерной музыки:
- свободное творчество: музыкально-компьютерная гротесковая живопись (творческое развитие).
- компьютерная аранжировка (профессиональная ориентация),
- компьютерная композиция (творческое развитие),
- компьютерная звукорежиссура (профессиональная ориентация),
- инструментальное музицирование и игра в ансамбле (творческое развитие),
- компьютерная нотография (профессиональная ориентация).
Успехи главных направлений - творческого развития детей в сфере свободного музыкального творчества, инструментального музицирования и игры в ансамбле определяют оригинальные образовательные программы «основы инструментального музицирования», «музыкально-компьютерное моделирование», «основы импровизации», «общий курс синтезатора», «ансамбль», «сочинение на базе цифровых технологий».
Успехи ранней профессиональной ориентации определяют оригинальные образовательные программы: «музыкально-компьютерное моделирование», «основы звукотехники и компьютерная музыка», «инструментоведение и инструментовка», «компьютерная нотография», «компьютерная аранжировка» (содержание последней носит вариативный характер, что делает возможным создание выпускных работ в виде компьютерных аранжировок, либо компьютерных сочинений, либо звуковых сцен, либо саунд-треков фильмов, либо др. - в зависимости от творческих интересов и профессиональной ориентации выпускника).
Разумеется, учебный план нашего отдела предусматривает обязательное обучение детей по основным предметам детской музыкальной школы в полном объёме: каждый ребёнок учится играть на одном из музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, домра, фортепиано, флейта, гитара, саксофон, труба), петь в хоре, а также изучает сольфеджио и музыкальную литературу. Отметим особо, что в настоящее время начата работа в области активного применения возможностей информационной техники и в преподавании учебных дисциплин традиционного профиля (сольфеджио, музыкальный инструмент).
В отделе компьютерной музыки (ОКМ) обучается 70 детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Сроки обучения: для поступающих в возрасте от 7 до 9 лет – семилетний курс; для поступающих в возрасте от 10 до 12 лет – пятилетний курс.
Кроме того, для подростков в возрасте от 13 до 16 лет, имеющих образование в объеме детской музыкальной школы, открыт специальный трехлетний курс профессиональной подготовки в области компьютерной музыки.
Ежегодно в 20-х числах апреля и мая проводятся приемные прослушивания детей, изъявляющих желание обучаться компьютерной музыке. Во время прослушивания определяется актуальное состояние элементарных музыкальных данных ребенка (музыкальные слух, память, ритм), а также готовность поступающего и его семьи к эффективному освоению образовательной программы отдела компьютерной музыки. Иногда в начале сентября проводится дополнительный набор детей для обучения в ОКМ.
Отдел компьютерной музыки ежегодно проводит конкурсы детского музыкального творчества (детских сочинений, аранжировок, ансамблей), творческие командные игры-состязания старшеклассников, детские перфомансы, а также систематическую – еженедельную - учебную концертно-творческую практику.
Учащиеся отдела компьютерной музыки принимают успешное участие в серьёзных творческих состязаниях: например, трое из пяти лауреатов I Всероссийского форума-конкурса юных композиторов «Хрустальный камертон» в номинации «Электронная музыка» - учащиеся отдела компьютерной музыки ДШИ имени М.А.Балакирева (М.Черемисина, Е.Олюнина, Е.Бакин), а такие учащиеся, как М.Кричевский, Е.Цыбров, Е.Макаревская, М.Кустас, Варвара и Полина Осиповы и др. являются лауреатами целого ряда всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Творческие итоги каждого образовательного сезона записываются на 4 компакт-дисках: на одном диске - «Детские сочинения: музыка и мультимедиа», на другом - «Детские музыкально-компьютерные гротески», на третьем - «Детские оркестровки для синтезатора», на четвертом - «Детские компьютерные аранжировки и саунд-треки фильмов».
Наши основные профессионально-ориентированные
образовательные программы по предметам «музыкально-компьютерное моделирование»,
«синтезатор», «основы звукотехники и компьютерная музыка», «инструментоведение
и инструментовка», «компьютерная аранжировка» были неоднократно представлены на
научно-практических конференциях различного, в том числе международного,
уровня, в Московских педагогических чтениях, публиковались в специализированных
журналах, посвящённых проблемам применения новых технологий в образовании, и в
сборниках докладов международных конференций. В
Ведущие специалисты отдела – Э.Р.Дарчинянц, В.Г.Лукашеня, В.Г.Пешняк дважды в год проводят межрегиональные научно-практические семинары для преподавателей детских музыкальных школ по проблеме применения компьютерных технологий в творческом музыкальном образовании детей. За последние 3 года в таких семинарах и на курсах, проводимых Академией переподготовки работников культуры и искусства, Московским областным учебно-методическим центром и другими государственными организациями аналогичного назначения, повысили свою квалификацию свыше 60 преподавателей ДМШ и работников культуры Российской Федерации. В 2005-06 учебном году специалисты ОКМ организовали и успешно провели для преподавателей ДШИ цикл ежемесячных научно-практических семинаров на тему «Творческий потенциал информационных технологий и модернизация музыкального образования»: этот цикл завершится в конце мая девятым семинаром, посвященным проблемам «сопряжения и преемственности различных образовательных курсов в едином творческом процессе обучения детей искусству музыки».
Одиннадцатилетняя практика творческой образовательной деятельности профессионально-ориентированного отдела компьютерной музыки показывает, что все его выпускники продолжают профессиональное образование в вузах: одни – в музыкально-педагогических, другие – в институтах кинематографии, телевидения и радиовещания на факультетах звукорежиссуры, третьи – учась в университетах, академиях и институтах иного профиля продолжают, уже вполне самостоятельно, создавать свои музыкальные ансамбли, сочинять и аранжировать музыку, активно организовывать музыкальную жизнь.
С сентября 2003 года отдел
компьютерной музыки работает в режиме внутришкольной экспериментальной
образовательной площадки, созданной по распоряжению директора Детской школы
искусств им. М.А.Балакирева. Главная цель эксперимента – добиться массового
развития творческих созидательных способностей детей с применением новых
авторских программно-методических подходов и информационных технологий. В
Заведующий ОКМ Э.Дарчинянц
2 мая